Приходящая с рассветом
"Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" (2007). В ролях: Брэд Питт, Кейси Аффлек...

Сотворив себе кумира, в виде безжалостного и хладнокровного убийцы и грабителя по имени Джесси Джеймс, Роберт Форд, во что бы то ни стало, захотел стать таким же. И уж чем черт не шутит, затмить его. Трусливый юноша 19 лет поставил для себя невыполнимую задачу. Про таких говорят «никто и зовут никак». Но видимо мир наш — настолько жесток, а судьба коварна, что без подобных скользких личностей он бы давно рухнул. Ибо их злоба и зависть являются причинами возникновения конфликтов, войн и убийств. Ведь понятно, войны не может быть там, где нет людей. А среди человеческого стада всегда найдется не самая бойкая, но амбициозная овца, которая погибнув будет примером для остальных. Роберт убил не Джесси, он убил себя. Но он не погиб сразу. Его мучения длились несколько лет, и конца им не было. Это не быстрая смерть от пули, это продолжительная пытка людской ненавистью. И его же сожаление о совершенном убийстве было для него главным испытанием.

Кэйси Аффлек сыграл на отлично. Он создал на экране параноидального, завистливого и трусливого Форда. Одарил невероятной мимикой и удивительным голосом. Это четко осмысленный персонаж, собравший в себя всю злобу и зависть этого мира.

Величественная фигура Джесси Джеймса — основа фильма. Не человек, а комок энергии и эмоций. От простодушного смеха до яростной агрессии. Человек, которого любят, боятся и уважают. Его желают убить, арестовать и вознести до небес. Он величествен, стоя на баррикаде и уязвим, сидя в своем любимом кресле-качалке. Что было в его жизни кроме 17 убийств и трех ранений? Когда вокруг одни бескрайние просторы, когда люди избегают одного твоего глаза, то волей-неволей задумаешься о смысле своего существования. Жизнь, прерываемая лишь выстрелами из оружия, не щадит Джеймса. Так кто же он тогда? Мессия или очередная пешка в руках судьбы? Им не движет власть наживы. И отказ от грабежей, еще больше на это указывает. Светлая сторона победила в Джесси и его единственная цель избавить от мучений своих бывших друзей и погибнуть от рук трусливого юнца. Он сознательно идет на смерть. Он видит лицо своего убийцы в отражении и мысленно прощается с детьми. Погибнув — он воскрес. Он стал легендой. Его мертвое тело демонстрировали зевакам, а музыканты слагали о нем песни.

Само то, что самого популярного человека того времени сыграл не менее популярный актер нашего, добавляет масла в огонь. Брэд Питт одним лишь курением сигары дает понять, кто здесь центральная фигура. Это глыба, непреодолимая высота. Человек властный и жестокий. В разных сценах он молчаливо прекрасен и яростно агрессивен. Описать это невозможно, нужно видеть. Одна из лучших ролей Питта ИМХО.

Операторская работа Роджера Дикинса великолепна. Трудно оценивать, не зная всех аспектов и деталей этой деятельности. Но когда смотришь на экран, как на красивейшую картину и не можешь оторвать глаз, то сразу понимаешь, что номинации просто так не дают. Невероятный контраст между теплыми планами пшеничных полей и снежных просторов. Оператор подолгу держит кадр, рисует величественные немые картины. В одном кадре солнечные лучи струятся с экрана, наполняя комнату светом. В другом ты ежишься от мороза, и складывается впечатление, что сейчас покроешься инеем. Одна лишь сцена на замерзшем озере стоит десятков подобных планов из других фильмов. Невероятно художественно.

Отдельное спасибо композиторам Нику Кейву и Уоррену Эллису. Музыка проникает в тебя. Эта меланхолическая мелодия бередит твою душу. Музыка, как еще один актер. Невидимый, твердящий одно и тоже, но играющий крайне важную роль. Здесь музыка так нагнетает атмосферу, что во время роковой сцены убийства начинают трястись руки. Этот момент один из лучших, что я видела в кинематографе. И это из тех случаев, когда не надо прибегать к невероятным художественным пируэтам, чтобы заставить человека верить в происходящее. Это из тех случаев, когда не нужны толпы убивающих друг друга воинов, чтобы у тебя перехватило дыхание. Три актера, два пистолета и запылившаяся картина.

С какой стороны не зайди, и какой вопрос не задай фильму, понимаешь, что придраться не к чему. Правда, тут надо рассматривать каждого человека в отдельности. Какие он фильмы предпочитает. Готов ли он к такой продолжительности повествования. Динамикой тут и не пахнет. Это размеренная история, с продолжительными паузами и наблюдением за бескрайним горизонтом. Кому-то может не нравиться закадровый голос. На мой же взгляд это еще больше создает атмосферу чтения хорошей книги. Важно то, чего вы ожидаете от картины.

Это фильм, который сам себя показывает. От зрителя необходимо только огромное желание увидеть настоящее кино и запастись эмоциями на два с половиной часа. По истечению, коих ты понимаешь, что видела шедевр. Это тот случай, когда продолжительность фильма есть главное его достоинство. Ибо нельзя одним взглядом окинуть величественное полотно, коим является «Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом».


PS: На надгробии Джесси родственники вывели: "В память о моем горячо любимом муже Джесси Джеймсе, умершем 3 апреля 1882 года в возрасте 34 лет, б месяцев, 28 дней, убитом предателем и трусом, имя которого недостойно здесь фигурировать")



10 из 10.

@темы: кино